Казахстан начинает сложную и масштабную модернизацию своей транспортной сети в ответ на прогнозируемое увеличение объемов перевозок. Ожидается, что до 2030 года объем экспортных железнодорожных перевозок вырастет до 130 миллионов тонн, а автомобильный транзит увеличится в шесть раз, заявил вице-министр транспорта Казахстана Максат Калиакпаров на заседании правительства.
В стране уже работает 13 международных транспортных коридоров, и планируется устранить инфраструктурные «узкие» места. Ведутся работы по разработке новых маршрутов доставки и внедрению цифровых решений для ускоренного прохождения грузов. Особое внимание уделяется маршруту ТМТМ и транспортному коридору Север — Юг, где к 2030 году пропускная способность может возрасти до 20 миллионов тонн.
Строительство 1,3 тысячи километров железной дороги запланировано до 2027 года. Это должно увеличить пропускную способность ключевых станций такие как Достык до 35 миллионов тонн в год и улучшить обслуживаемость на других крупных точках. Также ведется ремонт 11 тысяч километров железнодорожных участков для увеличения мощности магистральных линий.
Важное внимание уделяется развитию морских перевозок. Планируется запуск зернового терминала и реализация проекта с компанией Abu Dhabi Ports для создания многофункционального морского терминала «Саржа», что увеличит пропускную способность портов до 30 миллионов тонн в год.
До 2027 года намечено обновление 12 тысяч километров автодорог, большая часть работ завершится уже в 2024 году. Также до 2029 года модернизируют 36 пунктов пропуска, включая шесть в следующем году.
Однако, несмотря на значительные инвестиции, состояние дорожной инфраструктуры продолжает вызывать недовольство населения. За последние годы на развитие дорожной сферы было потрачено более 6 триллионов тенге, но количество жалоб на плохое качество автомобильных дорог остаётся высоким, что общественность связывает с коррупционными рисками. Антикоррупционные органы установили системные нарушения в данной сфере, что требовало незамедлительных мер со стороны правительства.