В правительстве Казахстана состоялось обсуждение этапов реализации и сроков запуска трансграничных хабов, которые, как заявил премьер-министр Олжас Бектенов, могут существенно способствовать созданию новых рабочих мест, сокращению времени прохождения грузов и увеличению объема промышленного производства. На заседании также подчеркивалась важность усиления работы по привлечению инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности этих объектов.
Подключение железнодорожного и автомобильного сообщения уже осуществлено к «Хоргосскому узлу», «Каспийскому узлу», «Центру трансграничной торговли «Евразия», Международному центру промышленной кооперации «Центральная Азия» и Индустриальному торгово-логистическому комплексу. Арман Шаккалиев, министр торговли и интеграции, также отметил, что планируется создание контейнерных хабов в портах Актау и Курык и мультимодальных авиахабов в аэропортах крупных городов.
Бектенов отметил необходимость использования потенциала коридоров Восток-Запад, Север-Юг и Транскаспийского международного транспортного маршрута, подчеркнув их роль в открытии рынков Китая, стран Персидского залива, Кавказа и Европы. Полноценный запуск пяти хабов будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы страны наряду с привлечением инвестиций и технологий.
Вице-министр транспорта Максат Калиакпаров доложил о текущем состоянии проектов в портах Актау и Курык, отметив, что строительство контейнерного хаба в Актау планируется завершить к концу следующего года, а в Курык уже запущен новый зерновой терминал. Также начата работа по проекту создания грузопассажирского аэропорта в «Хоргосском узле» с казахстанско-германским участием, направленного на создание авиационного грузового хаба.
Инфраструктурные инициативы также охватывают модернизацию автодорог и железнодорожных линий в центре трансграничной торговли «Евразия» и Индустриальном торгово-логистическом комплексе. Бектенов подчеркнул стратегическую значимость модернизации объектов в Мангистауской области, важной для раскрытия транспортного потенциала страны и обеспечения связей с прикаспийскими партнерами.
Ранее эксперты на конференции ЕАБР в Алматы обсуждали проблемы транспортной инфраструктуры Центрально-Азиатского региона. Они отмечали, что текущие бизнес-процессы неэффективны и затруднены пересечением границ, что вызывает логистические задержки.