В ближайшие шесть лет в Казахстане ожидается значительное увеличение спроса на рабочие кадры, в особенности с профессионально-техническим образованием. По словам первого вице-министра труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасова, совокупный спрос составит 1,6 млн человек, из которых более половины придется на работников с профтехобразованием, а около 400 тыс. будут заняты в рабочих профессиях. Наибольшая потребность в таких кадрах прогнозируется в сферах транспорта, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
На молодежном форуме Ассамблеи народа Казахстана «Адал адам — адал еңбек» Сарбасов выделил ряд мероприятий, предусмотренных в рамках проведения Года рабочих профессий. В числе них создание новых рабочих мест, утверждение профессиональных стандартов, разработка новых образовательных программ, улучшение взаимодействия между работодателями и образовательными учреждениями, а также развитие института наставничества.
Кроме того, для повышения качества подготовки кадров были обновлены 1,6 тыс. профессиональных стандартов, что повлияло на 87% образовательных программ. В рамках трудоустройства реализуются такие проекты, как «Цифровой банк навыков», включающий более 12 тыс. навыков и компетенций, «Мансап компасы» и «Первое рабочее место», последний из которых обеспечил трудоустройство 9,6 тыс. человек в 2024 году. Также осуществляется профессиональное обучение по запросам работодателей и на рабочих местах, в которых примет участие порядка 12 тыс. человек.
Минтруда также внедряет проекты «Контракт поколений» и «Бастау бизнес», направленные на передачу опыта и обучение предпринимательству соответственно. Молодежь участвует в программах «С дипломом в село», «Ауыл аманаты», «Ауыл — Ел бесігі», и в онлайн-обучении по востребованным навыкам на портале skills.enbek.kz.
В заключение Сарбасов отметил, что политика в области занятости молодежи направлена на раскрытие ее потенциала и создание условий для развития. В 2025 году Казахстан объявил Годом рабочих профессий, что предполагает увеличение финансирования образовательных учреждений и создание Национального центра компетенций.