Высшая аудиторская палата (ВАП) провела аудит использования бюджетных средств, направленных на развитие среднего образования, выявив финансовые нарушения на сумму 1,1 млрд тенге. В результате аудита также установлены неэффективное планирование средств на 62,4 млрд тенге и их использование на 3,2 млрд тенге. В пресс-релизе палаты отмечается, что выявлены проблемы стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов.
Член ВАП Нурлан Нуржанов подчеркнул, что наблюдаются существенные недостатки в переподготовке педагогов, методологическом обеспечении и государственном регулировании образовательного процесса. «За последние годы финансирование среднего образования увеличилось более чем в три раза, и государство ожидает значительной отдачи от принятых мер», — отметил председатель ВАП Алихан Смаилов.
Аудит также указал на значительные расхождения в формировании госзаказа на подготовку педагогов. Причиной стала ненадёжная методология расчёта, что приводит к дисбалансу между прогнозами Минтруда и реальными потребностями системы образования. Проблемы также существуют в посткурсовом сопровождении педагогов, которое ограничивается только семинарами и публикациями, недооценивая практическое применение новых знаний.
Реформы в образовательных стандартах проводятся непоследовательно, что вызывает частые изменения в учебных планах и пересмотры выпущенных учебников. Эти действия привели к экономическим потерям свыше 16 млрд тенге за последние пять лет. Также отмечены недостатки в системе оценки и мониторинга качества учебников. С 2015 года критерии оценки учебников менялись 12 раз, что подчеркивает отсутствие стабильной системы. Более того, процедура экспертизы не автоматизирована и проводится вручную.
В рамках аудита обнаружено, что 66 школ, включая государственные, функционируют без лицензии. Эта ситуация свидетельствует о наличии системных проблем в образовательном секторе, подтверждённых низкой успешностью аттестации школьных учреждений — её в первый раз проходит лишь 18,2% школ.