В Китае внедрена уникальная модель, при которой подрядчики отвечают за качество дорожного полотна на протяжении 25 лет. В то время как в Казахстане вводится уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в строительстве, китайская система демонстрирует уверенные результаты в быстром и качественном строительстве дорог.
Ключевым моментом является то, что подрядчики вкладывают собственные средства в проект, а возврат инвестиций возможен лишь после завершения всех работ. «Сумма, вложенная строительной компанией, вернется к ней только после того, как все работы будут закончены», — отмечается на информационно-аналитическом портале «Качественный Казахстан». Подрядчики заинтересованы в быстром и качественном выполнении заказов, так как в их интересах поддерживать качество на протяжении длительного гарантийного срока.
Технологические процессы в строительстве соблюдаются строго. Дороги строятся с использованием песка и гравия, затем прокладывается металлическая арматура и заливается бетон, после чего укладывается асфальт. Если необходимо устранить ямы, рабочие сначала очищают поврежденный участок от пыли и крошек, а затем подогревают его для улучшения сцепления с новым слоем асфальта.
Скорость строительства дорог в Китае составляет внушительные 750 метров в час. Если зайти в историю, то всего 50-70 лет назад лишь четверть дорог имела твердое покрытие, а большинство нуждалось в капитальном ремонте. Протяженность асфальтовых дорог в 1952 году составила чуть больше 80 тысяч километров. К 1960 году этот показатель увеличился до 500 тысяч километров, а к 1980-м годам — до 900 тысяч.
Финансирование строительства осуществляется через дорожные пошлины, поступления от аренды придорожных земель, налоги на покупку автомобилей, а также акцизы на топливо и государственные средства. Большинство дорог в Китае доступны для проезда без оплаты, хотя существуют и платные участки, которые становятся бесплатными по истечении 15 или 25 лет эксплуатации в зависимости от типа дороги.
К 21 веку протяженность скоростных дорог в Китае достигла 10 тысяч километров, и к 2013 году страна имела 4,1 миллиона километров всех автодорог, из которых 104 500 километров принадлежали скоростным магистралям. Ранее в Казахстане ужесточили требования к надзору за дорожными работами, но китайский опыт показывает, как внедрение ответственности подрядчиков может значительно улучшить качество инфраструктуры.