Только 7% средств на модернизацию в энергетике — данные АЗРК

Агентство по защите и развитию конкуренции РК представило тревожные результаты анализа состояния конкуренции на рынке электрической мощности. По итогам исследования выяснилось, что лишь 7% средств, направленных на рынок, расходуются на модернизацию, реконструкцию и обновление генерирующих мощностей, в то время как 93% расходов уходят на поддержание рабочего состояния существующего оборудования.

На рынке выделяются две основные услуги: поддержание готовности электрической мощности и обеспечение возможности несения нагрузки. В Северной и Южной энергетических зонах доминирует группа АО «Самрук-Энерго» с долей более 35%, в Западной зоне лидируют ТОО «Мангистауский атомный энергетический комбинат», АО «Атырауская ТЭЦ» и ТОО «Karabatan Utility Solutions», которые имеют более 70% доли. Это указывает на высокую концентрацию рынка.

Кроме того, услуга по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки признается монопольной — единственным поставщиком является ТОО «РФЦ по ВИЭ». Основной целью внедрения рынка мощности в 2019 году было привлечение инвестиций для развития новых и поддержания существующих мощностей. Однако, по результатам шести лет работы, установленная мощность увеличилась лишь на 129 МВт при доходах участников рынка свыше 500 млрд тенге.

В тоже время, полученные средства, включающие как операционные, так и капитальные затраты, идут на поддержку действующих мощностей, не обеспечивая значительного улучшения. Уровень износа оборудования остался на уровне около 56%, что не меняется с 2019 года.

Эксперты подсчитали, что за 500 млрд тенге могла быть построена одна угольная электростанция мощностью 530 МВт или пять парогазовых электростанций общей мощностью 1150 МВт. Это подчеркивает недостаточную эффективность использования средств.

В связи с отсутствием государственного контроля за целевым использованием выделяемых средств, АЗРК в 2024 году планирует внести поправки для усиления контроля со стороны Министерства энергетики. Однако текущий контроль сводится к отчётам станций о расходах, что не решает проблему.

Таким образом, на рынке мощности выявлены недостаточный контроль за целевым использованием средств и неэффективность действующих механизмов, что подтверждает отсутствие достижения первоначальных целей. Агентство предложило рекомендовать усиление контроля и отказ от краткосрочных договоров на мощность в пользу долгосрочных соглашений с инвесторами для строительства новых генерирующих мощностей.