# Количество аварий с электросамокатами в Казахстане за год выросло более чем вдвое
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей электросамокатов в Казахстане за последний год значительно увеличилось. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, с января по август текущего года зарегистрировано 153 ДТП с участием электросамокатов. Для сравнения, в аналогичном периоде 2024 года было зафиксировано лишь 64 подобных инцидента. Такой рост также касается аварий, виновниками которых стали водители самокатов: за восемь месяцев 2025 года их было 93 случая, что вдвое превышает показатели прошлого года.
Основная часть таких происшествий наблюдается в Алматы, где за указанный период произошло 79 аварий. Развитие кикшеринговых компаний и популярность электросамокатов среди молодежи объясняют лидерство города по статистике ДТП. Второе место по количеству инцидентов занимает Астана с 38 случаями, замыкает тройку Шымкент с 11 происшествиями. В остальных регионах Казахстана подобные аварии являются редкостью.
С каждым годом растет и количество пострадавших. В текущем году в таких ДТП были травмированы 173 человека — это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, почти половина из которых оказалась несовершеннолетними. В 2024 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли четыре человека, тогда как в этом году — один.
Наиболее распространенным видом ДТП, в которых признаются виновными водители электросамокатов, остаются наезды на пешеходов. За восемь месяцев текущего года таких случаев было 29, что на 2,2 раза больше по сравнению с прошлым годом. Лобовые столкновения, произошедшие по вине арендаторов самокатов, составили 23 случая — это почти в 4 раза больше, чем годом ранее.
Огромное количество аварий связано с грубыми нарушениями ПДД. Выяснилось, что основная причина — это нарушение правил маневрирования. Каждая четвертая авария произошло именно из-за этого. В нынешнем году зарегистрированы 26 таких ДТП, что в пять раз превышает аналогичный период прошлого года. Нередко водители электросамокатов проявляют непредсказуемость, выезжая на проезжую часть или не предоставляя преимущества другим участникам движения.
С начала года в Алматы к административной ответственности привлечены около 17,4 тыс. пользователей электросамокатов, что свидетельствует о значительных правонарушениях среди их владельцев. Правила использования электросамокатов, регулируемые законом «О дорожном движении», остаются не всегда соблюдаемыми: разрешено ездить только совершеннолетним с водительским удостоверением и в защитном шлеме, при этом максимальная скорость составляет 25 км/ч на проезжей части и 6 км/ч на тротуаре. Однако статистика показывает, что многие пользователи не придерживаются этих норм.
В Министерстве внутренних дел ведут работу по профилактике нарушений среди молодежи, однако результаты пока не удовлетворительны. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поднимал вопрос о регулировании использования электросамокатов, призывая уделить ему особое внимание. В ближайшее время ожидается ужесточение правил, включая возможные ограничения скорости и создание зон, где движение электросамокатов будет запрещено.
Таким образом, ситуация с авариями на электросамокатах в Казахстане требует срочных мер и новых инициатив для обеспечения безопасности на дорогах.