В Казахстане планируют строительство нового НПЗ для увеличения авиатоплива

В Казахстане начался практический этап реализации концепции развития нефтеперерабатывающей отрасли, рассчитанной до 2040 года. Министерство энергетики подготовило план первоочередных действий, который включает в себя 19 мероприятий, из которых восемь уже успешно выполнены. Об этом сообщил заместитель директора департамента транспортировки и переработки нефти Минэнерго РК Талгат Макуов.

Среди шести приоритетов, определенных в рамках данной концепции, выделяются расширение мощностей существующих нефтеперерабатывающих заводов, создание научно-исследовательственного института нефтепереработки и нефтехимии, поэтапная загрузка АО «Конденсат» до 50% мощности, переход на экологически чистый класс моторных топлив К5 и выше, строительство стратегических резервуаров для хранения горюче-смаживающих материалов, а также изучение вопросов о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода с производством нефтехимической продукции.

Нефтегазохимия в стране представлена двумя основными направлениями: нефтехимией и газохимией. Нефтехимия занимается синтезом жидких веществ, таких как арен и спирты, тогда как газохимия перерабатывает газообразные углеводороды в линейные полимеры. В настоящее время в Казахстане активно развиваются проекты расширения существующих НПЗ и строительство новых, комбинированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов.

Талгат Макуов также отметил, что особое внимание будет уделено выпуску авиатоплива. Три нефтеперерабатывающих завода планируют производить более 1,5 миллиона тонн авиатоплива в год. Рассматривается также развитие частных НПЗ.

Важнейшими приоритетами остаются: количество и мощности глубокой переработки нефти, качество нефтепродуктов в соответствии с экологическими стандартами ESG и наличие прочной научной базы для отрасли. Реализация данной концепции позволит создать современные комплексы нефтепереработки и нефтехимии, увеличить производство качественного моторного и авиационного топлива, а также обеспечить устойчивое развитие отрасли в долгосрочной перспективе.

Отметим, что в ходе обсуждения на заседании сената 25 сентября депутат Суиндик Алдашев предложил рассмотреть возможность строительства небольшого НПЗ в Мангистауской области. По его словам, дефицит авиатоплива в Казахстане повышает стоимость перевозок и снижает конкурентоспособность авиационного сообщения. На сегодняшний день в стране производится 650-700 тысяч тонн авиационного керосина при потреблении около 1 миллиона тонн, что приводит к необходимости импорта более 350 тысяч тонн.

Алдашев добавил, что после реализации проекта строительства авиационного хаба в Мангистауской области потребление авиатоплива может вырасти с нынешних 15 тысяч тонн до 120-130 тысяч тонн. Строительство небольшого НПЗ мощностью до 5 миллионов тонн в год в регионе позволит повысить энергетическую безопасность и сократить зависимость от импортных нефтепродуктов.