В Алматы обновлен генплан для улучшения экологии и транспорта

В Алматы началась масштабная корректировка генерального плана с акцентом на экологические инициативы и устойчивое развитие города. Заместитель акима Бейбут Шаханов представил новую градостроительную концепцию на брифинге, подчеркивая, что целью является создание безопасного, экологичного и комфортного мегаполиса, где каждый район будет самодостаточным.

Одним из ключевых моментов обновленного генплана является полный запрет на строительство многоквартирных жилых домов в предгорной зоне. Исключения составляют только социальные объекты и туристические кластера. «Алматы располагается в уникальных природно-климатических условиях. Любое вмешательство в предгорные территории влияет на экологическую и геологическую стабильность. Поэтому сохранение горной зоны — приоритет», — отметил Шаханов.

После присоединения земель Алматинской области в горной зоне были созданы 29 новых микрорайонов, что привело к накоплению проблем в сфере транспортной и социальной инфраструктуры. В связи с этим с 29 октября 2025 года введен полный запрет не только на строительство жилых комплексов в горной и предгорной зоне, но и на уплотняющую застройку, а также строительство офисов и бизнес-центров.

Обновленный генплан также направлен на создание многоуровневой транспортной системы. Важнейшими решениями стало развитие метро как высокоскоростного каркаса города и ЛРТ для связности районов. Предполагается интеграция всех транспортных объектов, включая БАКАД и агломерацию, а также создание транспортных пересадочных узлов.

Генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов рассказал о мерах для улучшения атмосферного воздуха в городе. Исследования ветровых потоков выявили, что главные направления ветра влияют на микроклимат, и на основе этих данных в генплане предусмотрены решения для повышения естественной вентиляции. К ним относятся ориентация городской инфраструктуры в соответствии с направлениями ветра и ограничение хаотичной высотной застройки.

Общественные слушания по проекту нового генплана пройдут с 24 по 26 декабря этого года. Ожидается, что внедрение этих мер улучшит качество воздуха и создаст более комфортные условия для жизни. В то же время, экологическая ситуация в Алматы продолжает быть одной из главных проблем: город часто попадает в список с самым загрязненным воздухом, и основная причина кроется в автотранспорте.

В акимате отметили, что ежедневно в Алматы передвигается более 1,1 миллиона автомобилей, и, по прогнозам, к 2030 году население достигнет 2,5 миллиона человек. В условиях такого роста численности автомобилей необходимо быстро развивать общественный транспорт.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркивал, что транспорт и уплотняющая застройка являются основными факторами загрязнения воздуха, что требует незамедлительных мер. В связи с этим сохранение зеленых насаждений становится особенно актуальным, несмотря на факты незаконной вырубки деревьев в городе.