Более 6 тысяч казахстанцев обманули мошенники в этом году

# Более 6 тысяч казахстанцев стали жертвами мошенников в 2023 году

В этом году телефонные мошенники обманули более 6,1 тысячи граждан Казахстана, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РК. По информации ведомства, преступники используют всё более изощрённые методы обмана, хотя основные схемы остаются неизменными.

Как правило, жертвы получают SMS с кодом от короткого номера «1414». На первом этапе злоумышленники представляются сотрудниками государственных органов, банков или курьерских служб и просят продиктовать этот код. После этого следует второй звонок, в котором лжецы называют себя представителями служб безопасности банка, полиции или Комитета национальной безопасности. В некоторых случаях мошенники даже используют видеосвязь. Они сообщают жертве, что предыдущий звонок был осуществлён мошенниками, и якобы из-за продиктованного кода могут быть списаны деньги или оформлены кредиты. Под предлогом оформления займа они просят перевести средства на «безопасный счёт», что приводит к реальным хищениям и оформлению кредитов на имя потерпевших.

По данным Генеральной прокуратуры, ранее для осуществления мошеннических действий достаточно было ввести номер телефона жертвы, на который было отправлено SMS с короткого номера «1414». На данный момент доступ к системам, использующим этот SMS-шлюз, возможен только при соблюдении биометрической аутентификации (FaceID), налоговой электронной подписи (ЭЦП) или QR-кода (eGov QR). С декабря текущего года системы, не внедрившие эти требования, будут отключены от SMS-шлюза «1414», что направлено на повышение защиты граждан от мошенничества.

Генеральная прокуратура предупреждает население о том, что государственные органы и банки никогда не запрашивают одноразовые коды из SMS, данные карт или пароли. Придуманные «безопасные счета» для перевода денег не существуют, а при получении подозрительных звонков необходимо быть осторожными и не передавать свои данные третьим лицам. В случае сомнений рекомендуется незамедлительно обращаться в банки или уполномоченные государственные органы. Также напоминается о важности кибергигиены: следует использовать только официальные приложения и сервисы, проверять ссылки и уведомления.

«Призываем граждан быть бдительными и не становиться жертвами злоумышленников», — заключили в Генеральной прокуратуре.