В Алматы реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнения воздуха и развитие транспортной инфраструктуры. Заместитель акима города Алмасхан Сматлаев сообщил об этом на пресс-конференции. В рамках внедрения новых экопроектов были проведены исследования допустимых выбросов загрязняющих веществ, которые впервые охватили не только транспорт, но и индивидуальные жилые дома и бани в радиусе 10 км от города. Результаты показали, что общая нагрузка составляет более 225 тыс. тонн загрязняющих веществ, из которых 189 тыс. тонн приходится непосредственно на Алматы. При этом около 60% загрязнения формируется из-за автомобильного транспорта.
На сегодняшний день в Алматы ежедневно перемещается более 1,1 миллиона автомобилей. По прогнозам, к 2030 году население города увеличится до 2,5 миллиона человек, а количество авто вырастет до 311 на тысячу жителей. Это требует системных решений и ускоренного развития общественного транспорта, включая метро, ЛРТ, БРТ и канатные дороги.
Сматлаев также сообщил о грядущих изменениях в законодательстве: в 2025 году будут введены штрафы за превышение выбросов автотранспорта в размере 10 МРП для физических лиц и 100 МРП для юридических лиц при повторных нарушениях, а также повышенные санкции — 20 и 200 МРП соответственно. Ведется работа над проектом правил охраны атмосферного воздуха, который будет представлен на рассмотрение маслихата до конца года, с целью повышения экологической безопасности и снижения уровня загрязнения.
Тем временем, в преддверии учебного года горожане выражают обеспокоенность по поводу пробок и переполненного общественного транспорта, демонстрируя в социальных сетях видеоролики с переполненными остановками и транспортом в часы пик. Некоторые даже призывают абитуриентов рассмотреть возможность получения образования в других городах.
К тому же многокилометровые пробки стали обычным делом для жителей Алматы. Последний ливень стал причиной десятибалльных заторов на дорогах, когда люди часами ждали общественный транспорт. В ответ на сложившуюся ситуацию городской акимат предложил внедрить новый график работы и учебы, а также перейти на удаленный режим для сотрудников частных компаний.
По данным, количество личного транспорта, въезжающего в Алматы в будние дни, сопоставимо с автопарком целой страны. Например, население Латвии составляет 1,891 миллиона человек, и там зарегистрировано около 730 тысяч автомобилей. Таким образом, из области в Алматы регулярно въезжает эквивалент «целой Латвии», либо пять Западно-Казахстанских областей, или два автопарка Астаны.