Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов ответил на депутатский запрос, объясняя основные источники загрязнения воздуха в Алматы. Он указал, что основной загрязнитель воздуха в городе — это автотранспорт. По расчетам, автотранспорт генерирует 112 735 тонн загрязняющих веществ, что составляет 60% от общего объема выбросов.
Согласно данным, стационарные источники выбросов промышленных предприятий добавляют еще 52 137,905 тонн (27,5%), тогда как жилищные строения и бани частного сектора — 21 274,28 тонн (11%). Местный малый и средний бизнес, а также строительные объекты, вносят 1419,87 тонны и 1445,04 тонны соответственно, что составляет менее 1% каждого из общей суммы выбросов.
На предложение депутатов заменить экопосты на автоматические камеры, фиксирующие превышение выбросов, Бектенов ответил, что экопосты выявили 31 682 административных нарушения в прошлом году, что принесло в бюджет более 443,5 миллионов тенге в виде штрафов. Премьер-министр отметил, что каждый второй-третий автомобиль, оштрафованный за превышение норм выбросов, после повторного контроля оказывается в пределах допустимых значений благодаря проведенному ремонту.
Также, Бектенов отметил проблемы с выдачей ложных заключений о техосмотре. В ответ на это в октябре был принят закон, усиливающий ответственность станций техосмотра, который вступает в силу в апреле 2023 года.
Предложение перевести весь таксопарк Алматы на электромобили пока не считается реалистичным из-за дефицита электроэнергии и отсутствующей инфраструктуры для зарядки. Бектенов сообщил, что разработка трехлетней программы по переводу такси на электромобили является преждевременной. Однако, как часть плана на 2025 год, будет разработан комплекс мероприятий для улучшения экологической ситуации и сокращения выбросов.
Депутат Сергей Пономарев ранее заявил, что экологическая ситуация в Алматы достигла критического уровня. «Алматы вошел в пятерку самых загрязненных мегаполисов мира, заняв 5-е место среди 120 крупнейших городов», — отметил он.