Депутат мажилиса парламента Казахстана Асхат Аймагамбетов обратился к государственным органам с призывом провести ревизию в системе штрафов. Он выразил обеспокоенность тем, что административные наказания могут утратить свою основную цель — профилактику и исправление нарушений, становясь лишь инструментом для пополнения бюджета. Асхат Аймагамбетов в своем телеграм-канале подчеркнул: «нарратив штрафоцентричности» может подорвать доверие к институту административной ответственности.
В Казахстане возникло саркастическое слово «Штрафстан», отражающее недовольство общественности тем, что штрафы применяются несправедливо или исключительно для пополнения бюджета. По мнению депутата, штрафы должны быть разумно использованы как инструмент для восстановления справедливости и поддержания законности, а не как источник дохода.
Асхат Аймагамбетов отметил, что штрафы, к примеру, для школ и за неоплату стоянки нуждаются в пересмотре и вызывают серьезные вопросы. Особенно острым стал вопрос штрафов за прогрев автомобиля — наказание, введенное около 20 лет назад за прогрев в жилых зонах более пяти минут, продолжает вызывать дискуссии в связи с климатическими и иными особенностями региона. «Нужно учитывать эти аспекты и дифференцировать подходы», — пишет депутат.
Он подчеркнул, что штрафы не должны становиться главным источником доходов бюджета, смещая свою цель с обеспечения порядка на финансовую выгоду. Сообщения о «кампаниях» по массовым штрафам в регионах только усугубляют это восприятие. Для справедливости и эффективности нужна ревизия системы штрафов, полагает Аймагамбетов.
Депутат предложил учитывать в системе штрафов соразмерность и справедливость, решая проблемы на уровне ответственных органов, а не через наказание директоров и иных лиц, не способных повлиять на ситуацию. Мелкие правонарушения, такие как нарушения парковки, требуют умеренных штрафов и дифференцированного подхода.
Асхат Аймагамбетов предложил сочетать штрафы с обучающими мерами, чтобы нарушители могли пройти курсы и участвовать в общественных работах. Он также считает, что часть штрафов должна направляться на решение социальных проблем, таких как лечение рака или строительство школ, чтобы люди видели, как административные штрафы идут на благо общества. Таким образом, штрафы не должны служить средством пополнения бюджета. Ранее также поступала информация, что в 2025 году штрафы могут вырасти.