Граждане Казахстана, не имеющие электронную цифровую подпись, теперь имеют возможность ограничить себе получение кредитов, используя голосового бота. Об этом сообщает пресс-служба Первого кредитного бюро. Это нововведение позволяет пользователям, зарегистрированным в базе мобильных граждан, управлять запретами на кредитование через простой телефонный звонок. Для активации или деактивации запрета необходимо позвонить по номеру 1414, что не требует дополнительных расходов, выбрать казахский или русский язык, произнести команду «Запрет на кредитование» и следовать инструкциям, включая ввод ИИН. Система отправит код подтверждения через SMS для завершения операции.
Введение этой функции связано с ростом интернет-мошенничества в Казахстане, которое приняло катастрофический масштаб, согласно словам мажилисмена Никиты Шаталова. В 2024 году казахстанцы потеряли из-за таких мошенников свыше 20 миллиардов тенге. Мошенничество особенно активно в праздничные периоды. Известны случаи использования казахстанцев для оформления кредитов под предлогом доставки цветов или звонков от предполагаемых сотрудников КГД и Антикора.
На фоне растущих угроз кибербезопасности депутат Асхат Рахимжанов попросил проверить банки на возможное участие в мошеннических схемах. Руслан Абдикаликов, председатель комитета информационной безопасности, сообщил о планах создания call-центра для борьбы с мошенничеством и интеграции с антифрод-центрами Национального банка и операторов связи.
Подробности о социально значимых событиях в стране можно узнать в дайджесте «Тренды. Социальная деградация» на сайте Kazakhstan Today.