В недавно опубликованном видеообращении к президенту Казахстана, бывший сотрудник АО «НК «КТЖ» Салмен Амрин обвинил руководство компании в коррупции и масштабных финансовых потерях. В своем обращении, доступном на Telegram-канале журналиста Михаила Козачкова, Амрин подробно рассказал о критической ситуации, сложившейся в КТЖ. Работая в компании с 2019 по 2023 год, он руководил командой IT-специалистов, прошедших обучение по программе «Болашак». Команда достигла значительных успехов, помогая сэкономить свыше 36 миллиардов тенге, однако столкнулась с сопротивлением и несправедливостью внутри компании.
Амрин сообщил о проведении независимого IT-аудита с немецкими экспертами из компании SAP, который выявил внушительные ежегодные убытки КТЖ. Он утверждает, что в 2023 году потери могли достигать 33 миллиардов тенге, однако реальные цифры могут быть гораздо выше — около 170 млрд тенге в год. Такие потери могли бы быть направлены на модернизацию пассажирских вагонов и вокзалов, необходимость в которой ощущается особенно остро на фоне повышения цен на билеты.
В своем обращении Амрин напомнил о докладе председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, который отметил, что долг КТЖ на начало года составил 2,9 трлн тенге и продолжает расти из-за неэффективного управления и консервативной стратегии. Однако вместо поддержки в разрешении этих проблем, Амрин и его команда столкнулись с сопротивлением со стороны части руководства КТЖ. Более того, на их обращения прокуратура не отреагировала, а сама компания получила возможность самостоятельно расследовать свои коррупционные действия. В результате, Амрин и его коллеги были уволены, и против них открыли уголовное дело.
Обращение Салмена Амрина ставит под сомнение действия правоохранительных органов и руководства КТЖ, подчеркивая необходимость срочных мер для предотвращения оттока квалифицированных кадров из страны. Он выразил надежду на вмешательство президента для достижения справедливости.
Параллельно с этим, сегодня КТЖ уведомила о выявлении «мертвых душ» в одном из филиалов, что стало причиной для досудебного расследования ущерба в размере 21 миллион тенге. Также продолжается расследование злоупотреблений доминирующим положением на рынке грузоперевозок, ранее признанное законным Верховным судом РК. Множественные скандалы и расследования вокруг компании ставят под сомнение её будущую стабильность и вызывают обеспокоенность общественности.