— Национальный банк Казахстана в связи с участившимися обращениями населения разъяснил порядок осуществления обменных операций с наличной иностранной валютой на территории республики.
Также в Нацбанке разъяснили порядок действий в случае необоснованного отказа в обмене.
Согласно правилам осуществления обменных операций, годными к обращению законными платежными средствами признаются банкноты иностранной валюты, которые:
являются законным средством наличного платежа на территории соответствующей страны-эмитента;
соответствуют полному описанию, указанному в справочных материалах страны-эмитента.
Порядок осуществления покупки и продажи негодных и неплатежных банкнот иностранной валюты
Банкноты иностранной валюты признаются неплатежными, если они выведены из обращения банком-эмитентом соответствующего иностранного государства, а также негодными — при наличии разрывов, повреждений и других дефектов. Полный перечень признаков доступен на сайте НБК. Покупка и замена таких банкнот осуществляется только уполномоченными банками, имеющими договоры с иностранными банками на проведение инкассовых операций», — пояснили в Нацбанке.
Комиссия за данные операции не должна превышать 10% от номинальной стоимости. При этом клиент подписывает письменное согласие на условия инкассо и информируется о возможности отказа со стороны банка-эмитента (иностранный банк) в проведении обмена.
Порядок действий при необоснованном отказе в осуществлении покупки и продажи годных к обращению банкнот иностранной валюты
Не допускаются ограничения по номиналу и году выпуска наличной иностранной валюты, если они являются годными к обращению. Обменный пункт не вправе отказать физическому лицу в обмене валюты при наличии у него необходимой суммы в иностранной и национальной валюте, за исключением следующих случаев:
применение мер, предусмотренных требованиями закона о ПОД/ФТ;
непредоставление документа, удостоверяющего личность, или данных, подтверждающих личность, через сервис цифровых документов.
В случае необоснованного отказа в обменной операции граждане вправе подать жалобу в территориальный филиал Национального банка по месту нахождения обменного пункта. В жалобе следует указать обстоятельства отказа и приложить имеющиеся документы для принятия соответствующих законом мер.
Информацию по контактным данным территориальных филиалов НБК можно найти на официальном интернет-ресурсе НБК.