С начала текущего года более 1500 жителей Алматы стали жертвами мошенников, что привело к общему ущербу свыше 1 миллиарда тенге. Об этом заявила официальный представитель департамента полиции города, Салтанат Азирбек. Киберпреступления, по ее словам, чаще всего совершаются из стран СНГ, где злоумышленники представляются сотрудниками банков и государственных органов. В последнее время они активно используют возможности электронного правительства для обмана граждан.
Азирбек отметила, что мошенники находят ИИН и личные номера возможных жертв, используют портал eGov для подачи заявлений на электронные услуги от их имени. Жертвам на телефон приходит SMS-код с номера 1414, который многие узнают как единый контакт-центр, и здесь они становятся добычей преступников. Мошенники звонят жертвам, представляются банковскими сотрудниками, запрашивают пароли и просят продиктовать SMS-коды. Это позволяет злоумышленникам завладеть финансами жертв и оформить на них кредиты.
В этой связи полиция настоятельно рекомендует гражданам быть осторожными: не разглашать личные данные, не передавать коды из SMS и избегать общения с подозрительными лицами. На фоне участившихся случаев мошенничества, Министерство цифрового развития предлагает гражданам услугу «Стоп кредит» для добровольного отказа от получения займов и микрокредитов. Она доступна на eGov mobile и веб-портале электронного правительства.
Подключиться к услуге можно через ЭЦП или с использованием логина и пароля, и она активируется пожизненно, но может быть отключена по запросу. В ведомстве акцентировали внимание на важности соблюдения мер кибербезопасности: использование сложных паролей, регулярное обновление ПО, использование антивирусов и двухфакторной аутентификации. Необходимо избегать ввода личных данных на сомнительных ресурсах и не делиться сообщениями от 1414 третьим лицам.
Полиция напомнила, что почти каждый второй казахстанец сталкивался с телефонными мошенниками, что подчеркивает актуальность этой проблемы.