В акватории морского порта Актау не предусмотрено финансирование в размере 20 миллиардов тенге для выполнения первого этапа дноуглубительных работ. Об этом заявил сенатор Суиндик Алдашев в своем депутатском запросе. Проект дноуглубления входит в комплексный план развития морской инфраструктуры Казахстана на 2024-2028 годы и оценивается в 42 миллиарда тенге. Уже разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение экспертизы. Работы по плану разделены на три этапа, и первый из них, стоимостью 20 миллиардов тенге, должен начаться в 2025 году. Однако отсутствие источников финансирования этого этапа создает риски для своевременной реализации проекта и устойчивой работы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
Алдашев подчеркнул, что сегодняшний уровень Каспийского моря значительно снизился по природным причинам, начиная с июня 2023 года по декабрь 2024 года, произошла потеря около 50 см. Это снижение уровня моря в акватории порта Актау заставляет сухогрузы загружаться в среднем на 130-150 тонн, а танкеры — на 200 тонн, что негативно сказывается на рентабельности грузоперевозок. Важность бесперебойной работы портов Каспийского моря имеет решающее значение для нормального функционирования ТМТМ.
В ходе реализации стратегий по развитию среднего коридора, что происходит в 2022-2027 годах на территориях Казахстана, Азербайджана и Турции, ликвидируются основные узкие места транспортной инфраструктуры. За последние 11 месяцев объем перевозок грузов по ТМТМ увеличился на 63%, что подчеркивает важность своевременной реализации всех связанных проектов, включая дноуглубление в Актау.