Евразийский банк развития (ЕАБР) представил «Обсерваторию транспортных проектов» — новый инструмент для мониторинга и координированного развития транспортной инфраструктуры в рамках концепции Евразийского транспортного каркаса (ЕТК). Эта обсерватория включает базу данных и интерактивную карту проектов, охватывающую 13 стран региона и на данный момент включает 325 проектов с общим объемом инвестиций более 234 миллиардов долларов США.
Как пояснил заместитель председателя ЕАБР Евгений Винокуров, данный инструмент призван повысить эффективность транспортных связей в Евразии, особенно по коридорам Север-Юг. Обсерватория позволяет оценивать инвестиционные потребности и планировать тесное сотрудничество между странами региона, а также международными финансовыми институтами. Она включает в себя информацию о проектах: начиная от их описаний и стран-участниц, заканчивая объемом инвестиций и текущим статусом реализации.
На 1 июля 2025 года большинство проектов (более 51%) относится к автодорожному сектору. Особое внимание следует уделить России, где сосредоточено 7 из 10 крупнейших проектов. Для развития Северного евразийского коридора потребуется 78 миллиардов долларов США, что составляет треть всех капитальных затрат на развитие ЕТК. Более 60% проектов находятся в стадии реализации, с 13% находящихся на этапе проектирования.
Центральная Азия составляет более 22% от общего объема инвестиций в ЕТК, с 90 проектами на сумму около 53 миллиардов долларов США, значительная часть из которых реализуется в Казахстане. Почти две трети из этих инвестиций предназначены для строительства магистральных автодорог, свидетельствуя о потребности в качественной инфраструктуре, необходимой для роста торговли.
Приоритезация проектов для нескольких стран региона, таких как Афганистан и Таджикистан, представляет собой важную задачу из-за значительных затрат на развитие транспортных коридоров относительно их ВВП. Международные банки и другие институции могут оказать помощь в выборе приоритетных проектов.
Из 325 проектов развития ЕТК 113 предполагают участие частного сектора, а 17 могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства. Развитие проектов, привлекательных для частных инвесторов и международных банков, становится важной частью транспортного планирования и сотрудничества в регионе.
Подробности и доступ к интерактивной карте проектов можно найти на сайте ЕАБР. Банк активно работает на основе принципов устойчивого развития и интеграции стран-участниц в различных секторах экономики.