В Казахстане начнут проверять безопасность автодорог с 2025 года

В начале 2025 года в Казахстане вступает в силу ведомственный свод правил «Процедуры безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах», разработанный КаздорНИИ и утвержденный Комитетом автодорог. Новый документ вводит понятия «детальный анализ ДТП» и «инспекция безопасности дорог», создавая юридическую основу для системного улучшения ситуации с аварийностью. Эти нормы, базирующиеся на международных стандартах, будут первоначально применяться в пилотном режиме, с перспективой стать обязательными.

До настоящего времени в казахстанском законодательстве отсутствуют определения аудита и инспекции безопасности автодорог, и, соответственно, нет структур, которые бы координированно занимались этим вопросом. По словам директора департамента стандартизации КаздорНИИ Андрея Чжэна, нововведения позволят внедрить систему аудита, который в развитых странах производится еще на этапе проектирования, помогая избежать многих ошибок.

Специалисты из Казахстана изучают международный опыт, в частности, в таких странах как США, Швеция и Япония, планируя разработать проект концепции дорожной безопасности с четким распределением ответственности между государственными органами и профильными организациями. Также в ноябре 2024 года представители КаздорНИИ ознакомились с методиками Чешского центра транспортных исследований CDV по аудиту и инспекции безопасности.

Тема становится особенно актуальной в контексте высокой аварийности на дорогах Казахстана. За неполный 2024 год в стране зафиксировано свыше 2700 ДТП, в которых погибло более 2 тысяч человек и более 30 тысяч получили ранения. Эта тревожная статистика вызвала обеспокоенность международных организаций, включая Европейский банк реконструкции и развития, который привлек экспертов iRAP для улучшения безопасности на дорогах страны.

В 2025 году будут проведены первые аудит и мониторинг аварийности дорог, что уже вызвало интерес участников дорожной отрасли. Несмотря на то, что правила пока носят рекомендательный характер, наблюдается значительное количество запросов на проведение независимой экспертной оценки безопасности дорог и инспекций, что свидетельствует о понимании масштабности проблемы внутри отрасли.

С 1991 по 2021 год в Казахстане произошло почти 460 тыс. ДТП, в которых погибли около 88 тыс. человек, а более 550 тыс. получили травмы. В 2023 году было зафиксировано 10,5 тыс. ДТП, в которых погибло 2,2 тыс. человек и 16 тыс. получили ранения. За первое полугодие 2024 года произошло 10,2 тыс. ДТП, что на 88,3% больше, чем за аналогичный период 2022 года, с 981 погибшим и 12,8 тыс. раненых.