В Казахстане начали укладку первых километров дорожного покрытия с использованием международной технологии Superpave (Superior Performing Asphalt Pavement). Эта современная система проектирования асфальтобетонных смесей учитывает экстремальные климатические условия и высокий уровень транспортных нагрузок, что позволяет увеличить межремонтный срок службы покрытия до 20 лет. Об этом сообщили в Казахстанском дорожном научно-исследовательском институте (КаздорНИИ).
Причины перехода на новые технологии обусловлены ростом интенсивности дорожного движения, увеличением потоков грузового транспорта и осевой нагрузки. Однако основным вызовом остаются климатические условия Казахстана, где температура может колебаться от -40 до +50 градусов Цельсия. Эти перепады приводят к деформациям, трещинам и колееобразованию на покрытиях, уложенных традиционными методами, что в свою очередь требует частых ремонтов и увеличивает затраты на содержание дорог.
Эксперты КаздорНИИ отмечают, что Superpave предлагает решение этих проблем, так как состав асфальтобетонной смеси подбирается таким образом, чтобы покрытие сохраняло прочность как в жару, так и в холод. С 2024 года до середины текущего года в институте было проведено более 300 лабораторных испытаний, результаты которых показали, что смеси по системе Superpave превосходят традиционные в сопротивляемости влаге, высоким температурам и повторяющимся нагрузкам. Процесс подбора асфальтобетонного состава также стал значительно быстрее — четыре дня вместо 15.
В прошлом году в Казахстане были утверждены три национальных стандарта для закрепления новых технологий. До 2025 года планируется разработка дополнительных документов, включая правила проектирования смесей и классификацию битумов по системе PG.
Первые километры покрытия по технологии Superpave уже уложены на нескольких участках в регионах, включая Алматы и Астану, а также на дороге Астана — Щучинск. Также разработана дорожная карта для дальнейшего внедрения технологии, которая предполагает апробацию еще трех участков, с мониторингом до конца 2027 года.
Внедрение Superpave в Казахстане имеет стратегическое значение, так как это позволит строить дороги, выдерживающие сложные климатические условия и возрастающую нагрузку, существенно сократить расходы на ремонты и повысить надежность транспортной системы. Напомним, что в Алматы после инцидентов с провалом дорожного покрытия был усилен контроль за качеством дорожных работ.