Правительство Республики Казахстан активно работает над увеличением самостоятельности регионов, наделяя местные власти большими полномочиями в бюджетном планировании, управлении инфраструктурными проектами и реализации программ социальной поддержки. Это расширение полномочий позволит региональным органам быстрее и эффективнее реагировать на запросы и потребности населения, управлять ресурсами и принимать решения для стратегического развития своих областей, включая укрепление конкурентоспособности, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры и повышение уровня образования и здравоохранения.
В рамках реализации концепции развития местного самоуправления начаты прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. Эти выборы проходят поэтапно, и с июля 2021 года по март 2024 года в сельских округах уже избраны 2069 акимов, а в пилотном режиме выборы прошли для 42 районов и 3 городов областного значения.
Дополнительно, для повышения самостоятельности сельских округов, на четвертый уровень бюджета было передано 25 видов налогов и платежей, включая земельные, транспортные налоги и плату за размещение наружной рекламы. Уже в 2022 году была осуществлена передача поступлений по четырем платежам, общий объем которых составил 15,9 млрд тенге за данный период.
Законодательные изменения также находятся в процессе обсуждения. Среди предлагаемых мер — расширение полномочий сельских акимов в различных областях, передача дополнительных видов налогов и платежей на четвертый уровень бюджета, а также формулирование более четких задач для маслихат и их председателей.
Реализация послания президента привела к перераспределению 33 функций между центральным правительством, акиматами регионов и местными исполнительными органами. На данный момент рассматривается ряд поправок, направленных на дальнейшую децентрализацию государственного управления, что затронет передачу около 56 функций на местные уровни.
В проекте нового Бюджетного кодекса предложены меры по передаче налога на добычу полезных ископаемых из республиканского бюджета в местные, а также иных платежей. Также прорабатываются минимальные стандарты для планирования бюджета, что должно способствовать снижению дисбалансов в уровне жизни между регионами.
Эти шаги направлены на усиление ответственности первых руководителей государственных органов за формирование соответствующей политики и акимов за ее реализацию на местах, что делает ответ на местные вопросы более гибким и оперативным. Финансирование на республиканском уровне будет сосредоточено на критически важных проектах общестранового значения, тогда как базовая инфраструктура станет задачей местных бюджетов.